Интервью с индийским мастером йоги Кешав Девом

Кешав джи, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Кешав джиЯ родился в небольшой деревне в Гималаях, в 60 километрах  от Ришикеша, в направлении храма Нилкантх. Среднее образование получил в деревенской школе. Мой отец военный, мать домохозяйка. После школы я учился в колледже и около 3 лет работал в сферах компьютерной инженерии и создания фильмов, но эта работа мне была неинтересна. С ранних лет я получал духовные знания. Когда мне было около 7 лет,  я познакомился с одним духовным человеком, который жил с нами по соседству. Его звали Шрим Асарам джи Махарадж. Каждый день он рассказывал деревенским детям истории о Боге, религии, различных практиках йоги. Мне он уделял особое внимание. Однажды я встретил своего будущего Гуруджи, йогина, который жил в отречении в лесах Гималаев. Он дал мне некоторые знания и практики и попросил Шри Асарам джи Махараджа заботиться обо мне. Я начал практиковать ежедневно. Каждый год Гуруджи приходил ко мне в деревню и давал новые практики и наставления, а Шри Асарам джи Махараджа следил за моей практикой и давал читать священные писания. Днем мы вместе пасли коров и говорили о духовной практике.

Так прошло мое детство и юность. Затем я покинул деревню и переехал в Харидвар, где живет много баба джи. Жизнь в этом городе очень сильно повлияла на меня. Учеба меня совсем не интересовала. Всё больше я общался с баба джи, задавал вопросы, получал знания,  по возможности служил им, помогал в том, в чем мог. Иногда мой Гуруджи приезжал в Харидвар, и мы уходили с ним в лес и практиковали с другими йогинами.  Однажды мой отец узнал, что я не учусь в университете должным образом, и настоял на том, чтобы я переехал в Дели и продолжил обучение компьютерной инженерии, а затем устроился на работу. Но работа и  жизнь в Дели мне была совсем не интересна. Я всё бросил и вернулся назад в Харидвар, нашёл своего Гуруджи, долгое время обучался у него и практиковал с ним. Потом отец опять настоял на том, чтобы я пошёл работать. Я устроился в банк, но работать там не смог, и опять сбежал к Гуруджи. Когда Гуруджи передал мне все необходимые знания по Аюрведе, астрологии и Раджа-йоге, он сказал, чтобы я возвращался в общество и работал на его благо. Я вернулся, некоторое время жил во Вриндаване, затем переехал в Ришикеш.

Расскажите о своих о проектах и о том, чем занимаетесь сейчас.

Перед тем  как переехать в Ришикеш, со мной случилась одна история. Я очень люблю коров. Однажды ехал куда-то на автобусе и вдруг увидел человека с коровой, которая через окно смотрела прямо на меня. Я вышел из автобуса и спросил этого человека: сколько стоит корова? Он сказал:  9 тысяч рупий. У меня с собой было ровно 9 тысяч рупий, и я купил эту корову. У моего отца есть земля в городе Рурки. Я отвез эту корову туда и попросил моего брата позаботиться о ней. Постепенно мы построили там гошалу, где сейчас живет около 15 коров.  Также у нас есть ещё одна гошала в городе МаТхура, где содержится 56 коров.

деревня Гималаи

Когда я переехал в Ришикеш, я начал  обучать других тому, чему учил меня мой Гуруджи – йоге и аюрведе. 3 года назад  я решил создать фруктовый лес в моей родной деревне. Проживание в Ришикеше сейчас стоит очень дорого, и многие люди не имеют достаточно денег, чтобы приехать сюда и полноценно практиковать. Для серьезной практики асан, пранаям и медитации необходимо тихое и спокойное место.  На данный момент я вместе со своими друзьями высадил около 600 деревьев 20 различных видов, около 60 уже плодоносят. Мы планируем, что вскоре сюда смогут приезжать все желающие, бесплатно жить и практиковать йогу. Это место будет открыто для практикующих, для тех, кто действительно хочет практиковать серьезно, получать знания и жить духовной жизнью. Также мы планируем завести коров и производить чистое масло гхи. Сейчас нам необходима помощь в расчистке территории для посадки деревьев, а также в стрижке кустарников. И мы приглашаем волонтеров для помощи. Узнать подробности можно здесь:

https://vk.com/wall121996230_6557

Также я поддерживаю воспитанников двух школ для сирот. Обучаю их тому, как обрести связь с природой, даю ведические знания. Мы стараемся дать им образование и вырастить хороших людей для общества.

Расскажите о своей школе йоги и парампаре, в чем её особенности? Чем она отличается от других традиций?

Наша Парампара началась от Натх-сампрадаи. Это парампара пришла от Адинатха, Даттатреи, Матсьендранатха, Чарандранатха, Горакшанатха. Далее эти знания перешли к Сундарнатху, Шивендранатху, и сейчас они с нами. В первую очередь мы передаем сугубо практические знания.

Сейчас многие учителя обучают асанам, пранаямам, мудрам, медитации, но если обратиться к корням этих знаний, мы не обнаружим ни одного источника.

Кешав Дев, АлтайНапример, сейчас очень популярен комплекс Сурья-намаскар, который может пробудить более 15 видов огня (огонь вожделения, огонь гнева, огонь знания, огонь йоги и т.д.). С помощью только одной этой практики человек может очиститься и стать очень светлым. От этой практики может даже поменяться цвет волос. Современные люди делают регулярно Сурья-намаскар и при этом все равно могут простудиться или иметь недостаточно огня в желудке для переваривания пищи. Раньше люди делали Сурья-намаскар раздетыми, в снегу, при температуре -30°С, и не замерзали, а мы делаем этот комплекс в кондиционированной комнате и заболеваем. Это значит, что что-то потеряно в этой практике. Сурья-намаскар состоит из 12 поз, которые могут быть активированы с помощью этой практики, и все 12 часов вы будете заряжены. Затем вечером нужно делать другой комплекс – Чандра-намаскар – и таким образом тело будет работать все 24 часа. Постепенно оно обретёт совершенный баланс тепла и холода, и тогда уже ваш учитель должен начинать вас обучать ануломе-виломе. Сначала анамая-коша должна стать совершенной, а затем уже можно переходить к пранамайя коше.

Я смотрю на современных учителей йоги и вижу, что они не следуют тому, что изучали сами, а следуют тому, что хочет ученик. Если ученик скажет: «О-о-о.. это очень трудно…», они говорят ему: «Хорошо, можешь делать по-другому, расслабься». Я считаю, ученику нужно сказать, что он пока не готов для этой практики и не может её делать. Важно дать ему информацию для подготовки к более сложной практике. Но никто не даёт таких советов. Раньше учителя только 5-6 лет давали знания Ямы и Ниямы, как совершенствоваться в плане человеческих качеств.  Сейчас же многие учителя просто говорят: «Заплати нам 500-1000 долларов, практикуй вот это, и ты сможешь достичь совершенства». Сейчас во многих школах йоги питание не является правильным с точки зрения практики асан и пранаямы. При практике пранаямы необходимо есть очень питательную пищу, но в небольших количествах, и об этом написано в Хатха-йога Прадипике. Всё уже описано такими йогинами, как Матсьендранатх, Горакшанатх, Атмарам, Арванганатх. Но люди не следуют этому, не питаются в соответствии с аюрведической конституцией и, несмотря на то, что делают асаны, изменений в теле не происходит. Йога – это связь, объединение души и тела, а не фитнес или способ похудеть.

Что Вы думаете о популярности йоги на Западе? Можно ли сказать, что это распространение и популяризация традиционных духовных знаний Индии или все-таки больше искажение древних знаний?

Когда такие, как Свами Вивеканада, Свами Рама и многие другие индийские йогины и учителя отправлялись на Запад с целью обучать других – это можно было назвать прямой передачей традиционного знания. Но сейчас это знание все больше становится профессией и способом зарабатывания денег. Это просто финтес, который может дать вам здоровье, но не более того.  Многие люди на Западе не понимают, что йога — это в первую очередь связь с Богом, с природой, а не просто гимнастика для обретения здоровья. Такая «йога» не поможет открыть энергетические каналы и эволюционировать как личность, стать достойным человеком.

На Западе и в России много современных учителей, которые на базе йоги создали свои системы и школы. Знаете ли Вы что-то про подобные школы, и как стоит к ним относиться?

Многие западные школы в первую очередь стремятся зарабатывать деньги, как я уже говорил, преподавание йоги на Западе стало профессией. В некоторых школах ученикам дают задание придумать новую собственную асану.  Стоит задуматься – зачем нам нужна еще одна асана, если мы и так уже их имеем 8 400 000? Я не думаю, что в Америке, России или еще где-либо в мире существует человек, который знает такое количество асан. Каждая асана несёт свою энергию, например, Сурья-намаскар имеет солнечную энергию,  Чандра намаскар – лунную, бхуджангасана – энергию змеи, врикшасана – энергию дерева и т.д. Но человек, который придумывает новую асану, не понимает, что он создаёт в итоге. Такая «асана», конечно, может быть и полезна для чего-то, но в тоже время может нанести сильный вред. Мы не можем обладать полной информацией об этом, это будет эксперимент.

Кешав Дев сажает дерево

Все знания пришли к нам от Господа Шивы, и нам нужно следовать этим знаниям. Я не думаю, что какой-либо западный йог знает что-то о йоге лучше, чем Шива, и способен быть с Шивой на одном уровне. Многие, например, вслед за Шивой начинают курить марихуану. Но Шива пил яд в то же время, он выпил целый океан яда. А что будет с человеком, если он выпьет хотя бы каплю этого яда? Он умрет. Поэтому как мы можем сравнивать себя с Богом?

Западные учителя изменили в йоге очень многое, сначала одну часть, потом другую, потом ещё одну и т.д. Таким образом возникли новые направления йоги, но если спросить, где корни этих направлений, я не думаю, что мы получим ответ. А без корней никакое знание расти не может. Если у дерева нет корня, то оно может только упасть. Если какое-то дерево может расти без корня, то это особенное дерево, и таких деревьев не может быть много. Например, Горакшанатх был особенным – он родился не из утробы матери,  а пришёл в этот мир с помощью мантры.

Что Вы считаете наиболее важным для практики европейского человека? Может ли западный человек в обычной жизни достичь серьезного уровня практики и духовных реализаций?

Практиковать йогу может любой человек, но для серьезной практики нужен определенный уровень «квалификации» и знаний, которые можно получить только в служении тому или иному гуруджи. А сейчас многие европейцы хотят получать знания за деньги. Многие говорят: вот мои 500 долларов – научите меня. Но подлинные знания невозможно купить, если вы покупаете или продаёте знания – это не даст вам просветления.

Сначала ученик должен распознать гуруджи (в древних писаниях описаны квалификация настоящего гуруджи и те качества, которыми он должен обладать), а не просто прийти к кому-то и заплатить деньги.  Обязанность же настоящего учителя – дать полное знание ученику. Очень просто сказать – этот палец отвечает за стихию огня, этот – за воздух и т.д. Но если вы спросите как доказать это, не думаю, что многие учителя смогут ответить на этот вопрос. Многие не знают даже самой первой асаны в йоге. Всё это от того, что сейчас мало кто следует традиции. Многие заканчивают курс в 200-300 часов и идут преподавать, а знания по хатха-йоге, раджа-йоге, пранаяме, медитации получают из интернета, потом проходят випассану и  считают, что всё – просветлились. Я считаю, что только после 6 лет серьезной практики можно идти и преподавать.

Что бы Вы посоветовали для практикующих в России? В особенности с точки зрения того, что в России очень длинная зима и холодно…

Кешав ДевВ холодном климате необходимо практиковать те асаны и пранаямы, которые увеличивают жар в теле, например, Сурья-намаскар. Йога в первую очередь – это баланс. Человек имеет в теле горячие и холодные свойства. В теле уже есть капха и если в холодном климате вы будете делать Чандра-намаскар или Чандра-веди-пранаяму, это создаст ещё больше холода, и вы заболеете. Асаны нужно подбирать в соответствие с погодой. Я советую тщательно изучать йогу и стараться получить максимально полную информацию о питании, практиках, конституциях тела, обрести связь с мастером и Богом. В писаниях есть информация о том, какими качествами должен обладать настоящий гуруджи. Если вы встретите подобного человека,  попросите его стать вашим учителем. Если он не примет вас, то даст совет, как подготовиться и найти своего гуруджи, даст вам направление. Полную информацию может дать только ваш гуруджи, который будет хорошо понимать и знать вашу природу, тело, эмоции, заболевания, путь вашей души, прошлые воплощения. Учитывая все эти факторы, он сможет указать вам путь. Иногда этот путь может быть очень болезненным или даже опасным. Настоящий гуруджи и настоящий путь – это всегда не просто.

С чего лучше начинать практику новичкам, и что в первую очередь важно для людей, которые только пришли заниматься йогой?

Самая первая и главная вещь в йоге  – это изменить ваше питание. Без изменения питания ничего не переменится в вашей жизни.

Аштанга-йога виньяса, йога Айенгара – данные школы  в мире воспринимаются многим как традиционная йога. На самом деле так ли это?

Кешав джи и короваНет, Айенгар-йога, Аштанга-виньяса, Виньяса-флоу не являются традиционной йогой. Йога имеет несколько уровней. Первый уровень сугубо практический, второй уровень уже мистический. Всё, что необходимо практиковать, описано в Хатха-йога Прадипике, Йога-чинтамани, Грена Самхита. Термин «аштанга-йога» используется в Йога-сутре Патанджали совершенно в другом контексте и не описывает ни одной асаны или пранаямы.  Аштанга-виньяса – абсолютно новое выдуманное слово, и связано это с тем, что сейчас люди хотят всё изменить. Аштанга-виньяса – это гимнастика для того, чтобы сделать тело гибким. Если делать асаны в традиционном ключе – вы не сможете сделать 15-16 асан за один час,  нигде в писаниях о таком способе практики не сказано. Если говорить о настоящем традиционном выполнении асан – то, например, только активация падмасаны с соблюдением всех необходимых нюансов займет 42 минуты. А многие садятся в падмасану и для удобства подкладывают подушечку под коленку, и как бы считается, что всё в порядке, и можно отдыхать в этой позе. Йогой мы занимаемся для того, чтобы измениться, а не для того, чтобы расслабиться или отдохнуть. Бог уже дал нам лучший способ отдыха – просто лягте на кровать и расслабьтесь – не нужно больше ничего другого.

Сейчас кто угодно может сказать «я практикую в такой-то традиции», но если спросить у такого человека о 4 поколениях мастеров передачи традиции, то скорее всего он вам ничего не ответит. Так  можно понять, истинная это традиция или нет. Например, мой Гуруджи учил меня самой первой асане, которая появилась в мире, и точно также я учу своих учеников. Невозможно научиться йоге в институте или школе, йогу можно изучать только с гуруджи. Ученики, которых Айенгар учил лично, сильно отличаются от обычных  людей, практикующих йогу Айенгара, потому что у них была особая связь с Айенгаром как с гуруджи. И эти ученики достигли определенных реализаций. И он не учил их так же, как других людей, на общих классах. Айенгар йога – это в первую очередь способ лечения, восстановления и адаптации тела. Аштанга виньяса – это новый термин, и нигде в писаниях вы его не найдете.

Может ли женщина стать настоящим йогом?

Кешав джи в школеВ древние времена с 84 йогинами жили и 84 йогини, которые помогали им в практике. Но женское тело сильно отличается от мужского и не имеет каналов нади, которые отвечают за освобождение. В буддизме также считается, что женщина не может достичь мокши в первую очередь из-за различия строения тела.  Многие женщины очень эмоциональны, в этом их сила, но в этом и их слабость. Для серьезного уровня мистической йоги эмоции не полезны, так как практикующий должен быть стабилен и полностью сконцентрирован. В Йога-сутрах Патанджали сказано, что если вы полностью сконцентрированы на своей природе, то тогда вы сможете развиваться.  Однако, женщина может найти гуруджи, стать йогиней и обрести мистическую силу. Хотя, в истории нет ни одного свидетельства, чтобы кто-то из женщин получил освобождение посредством самостоятельной практики, а не при помощи и поддержки со стороны. Если, например, какой-то учитель уходит – он может взять с собой кого-то из учеников.

Например, так получила освобождение великая преданная Кришны Мирабаи. Она пробовала различные пути, ведущие к освобождению, но ничего не получалось. Тогда она пошла к своему гуруджи  и спросила, что ей делать? Он сказал ей встать перед Кришной и плакать, пока Кришна не явится ей. Она простояла перед статуей Кришны 6 дней и всё время плакала, и Кришна явился к ней, он не мог её оттолкнуть, потому что она была его преданная.

У женщин очень сильны эмоции и при помощи этой силы они могут делать что угодно. Весь мир находится в движении из-за женских эмоций.

Какая миссия у йогов,  практикующих в Гималаях?

Кешав джи в АлтаейКак мы можем утверждать что-то про йогинов и говорить о них? Иногда кто-то говорит — йоги очень эгоистичны, они живут в лесу и только практикуют. Но если бы они не были эгоистичны, люди бы каждый день  приходили к ним со своими проблемами. Конечно, они должны помогать людям, но только тем, кто действительно беспомощен. А получается так, что люди приходят к мастерам и жалуются на обычную боль в животе. Поэтому, конечно, йогины должны жить в лесу, и если кому-то действительно необходимо знание, то он проделает длинный путь в лес и найдет там мастера.

Если я спрашивал у йогов, сидящих в лесу, что они здесь делают, когда в обществе так много работы, то получал ответ, что это просто игра. Для них это ничто, игра. Однажды я спросил одного серьезного йогина – если на Земле будет какая-то глобальная проблема или катастрофа, сможете ли вы её решить? Он сказал  – когда случится, тогда и посмотрим, что можно будет сделать. Если они получат задание от Бога, то обратят своё внимание на это. Но Бог может и позволить произойти чему-то катастрофическому.

На самом деле за всё, что происходит сейчас, мы сами платим. Мы разрушаем природу, загрязняем воду и атмосферу. Мы используем автомобили, кондиционеры  – каждый думает только о своем комфорте. И потом вся эта грязь попадает к нам в организм, смог попадает к нам в лёгкие, развиваются заболевания. Мы ответственны за всё, что происходит с Землей и природой. За всё, что мы делаем, мы должны будем заплатить, и мы не сможем сказать Богу: «Нет, я не хочу и не буду платить».

Расскажите, как можно попрактиковать вместе с Вами? Какие практики и знания Вы даёте?

Я даю знания моим ученикам в соответствие с их «квалификацией». Если ученик готов, я дам ему те знания и практики, к которым он готов, если он не готов, то  расскажу, как он может стать «квалифицирован». Если ко мне приходит кто-то с вопросом о серьезных практиках или асанах, на который я не могу ответить, я отправлю такого человека к другому мастеру, который сможет ему помочь.

Если кто-то хочет практиковать со мной, то в первую очередь нужно следовать моим правилам. Необходимо питаться в соответствии с моими рекомендациями, необходимо поменять свой образ жизни в соответствии с предписаниями йоги. Необходимо минимально пользоваться гаджетами, социальными сетями, быть серьезным в своем намерении практиковать. Все, кто хочет по-настоящему открыть свой внутренний мир, «вернуться домой», понять свой путь,  предназначение и при этом серьезно настроены, могут приехать ко мне. Я готов помогать и отвечать на вопросы.

Кешав дев группа

Каждый год мы организуем курс по Аюрведе, на котором любой желающий может получить базовые знания о том, как правильно питаться, как лечить, как помогать людям, как стать более полезным для общества. Также периодически мы проводим йога-ретриты в Индии и России. Можно приехать на 10-15 дней на такой курс или ретрит.  Те, кто хотят практиковать более серьезно, могут приехать в Ришикеш в другое время, и я буду рад поделиться своими знаниями.

Сайт Кешав Джи: http://keshavdavfoundation.com/

Youtube-канал: https://www.youtube.com/channel/UC1Gizif71tAhyeJKPrFF6DQ

Курс по Аюрведе: http://keshavdavfoundation.com/aurveda

https://vk.com/aurveda_rishikesh

Ретрит в Гокарне:  http://keshavdavfoundation.com/gokarna

Йога-тур в Бадринатх: http://keshavdavfoundation.com/badrinath